Я увлекся готикой, старой, времен V-XVIII веков. Как Православие относится к готике и их мрачному миру? Мне готичная жизнь нравится, балы, маскарады, пышные платья… Мне хочется именно такой жизни, мрачной и красивой, хочется жить в те времена. Кто мне может помочь найти себя в нашем нынешнем мире?

1.10.2012

Ваша душа тоскует о неземном совершенстве. А поскольку Вы по возрасту своему едва переступили порог юности, то и тоска Ваша о вечной красоте находит выражение в эстетических мечтаниях, свойственных католичеству, выразивших эти мечтания в готике. И это не случайно. По слову батюшки Иоанна Журавского, западные народы по своей внутренней одаренности и развитию, по своему возрасту – народы юношеские, духовно незрелые. И далее он пишет в своей книге «О внутреннем христианстве»: «Готика — это искание Бога в небесах. Готика — это устремление ввысь, тоска, это — крик души взыскующей внутреннего. Готика — это голод души, это тощие руки мольбы, простертые ввысь, к небесам, ищущие «там», чего нет «здесь» на земле. В этих чертах и отразилась существенная особенность религиозного опыта западных народов, западного монашества.

 

И совсем иной религиозный опыт Восточного христианства, Восточного монашества. Здесь нет устремления ввысь. Восточные храмы готики не знают: они крепко стоят на земле. Здесь небо от земли неотделимо. Здесь нет тоски по небу. И эти черты полностью выражают опыт внутренней Восточной Церкви, Восточного Монашества.

 

Здесь, на Востоке — обладание; там, на Западе — искание. Здесь — внутрьпребывание в тайне с Богом, там — устремление ввысь, искание Бога в небесах. Здесь — отрицание «мира сего» и пребывание в мире Горнем, Небеси. Там — утверждение «мира сего» и взыскание мира грядущего. Здесь — Богоносная умная молитва и тихая радость обретения. Там — экзальтированная влюбленность, переходящая в тоску исканий устремленных.

 

Потому Восточное монашество все внутри, во внутреннем созерцании. И его возраст — возраст седых веков, оно — детище древних народов. Его возраст — возраст созерцания «конца».

 

И опыт Православного монашества есть Божественный опыт «конца». Опыт конца тленного, внешнего, грешного бытия, опыт конца смертного образа человеческого.

И — светлый, величественный, потрясающий опыт начала иного бытия — Богоносного, опыт выявления Бога во плоти пришедшего, опыт выявления бессмертного Богочеловеческого Образа «неизреченной славы» — Лика Христова в образе человеческом».

 

И мы полагаем, что Вам с Вашей тоской о совершенстве и с неодолимым желанием «найти себя», следует обратиться, прежде всего, к Святому Евангелию, в котором запечатлен образ такого идеального совершенства — Богочеловека Иисуса Христа, Человека с большой буквы, совершенного по Божеству и смиренного Бога, совершенного по Своему Человечеству. Православная Церковь своим учением и Таинствами открывает путь и дает благодатные средства для соединения со Христом и достижения во Христе подлинного совершенства и в сей жизни, и в будущей. Этой же цели может содействовать книга «О внутреннем христианстве».

 

Да поможет Вам Господь утвердиться в вере православной и уже здесь, на земле, соединиться с Богом в тайне богообщения.