В одном из писем свт.Игнатия Брянчанинова написано: «…не должно пускаться в тонкое разбирательство грехов, но проводить жизнь в постоянном покаянии, признавая себя грешным во всех отношениях и веруя, что милосердный Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, примет в объятия Своего милосердия, в недро спасения». Означает ли это, что на исповедь можно приходить, лишь сознавая факт своих грехов, без искреннего раскаяния? Может быть, лучше на исповеди не говорить о тех грехах, за которые не мучает совесть, а исповедоваться лишь в части своих грехов, искренне раскаиваясь?
31.08.2012
Священник о. Александр Ельчанинов так наставлял готовящихся к исповеди: «Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и записать каждый свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут ясны грехи. Иначе – приносить надо духовнику не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушение сердца» (О. Александр Ельчанинов. Записи). А мы добавим к сему, что у кающегося должна быть решимость навсегда оставить грех.
А утаивать на исповеди уже осознанный грех грешно вдвойне: во-первых, за совершенный грех, а во-вторых, за то, что он был утаен на исповеди. Прав ли был духовник, не читавший Вам разрешительную молитву, мы судить не можем, потому что надо хорошо знать Ваш образ жизни, духовное устроение, утаенные грехи и еще многое-многое другое о душе Вашей, что знает только Ваш духовник.
Мир Вам и Божие благословение.
|