Размышления без рампы (за сценой)

14.12.2012

Татьяна Николаевна Выкина – художественный руководитель ВШ.

Много лет назад я случайно оказалась участницей непростого разговора, суть которого сводилась к тому, что Театр как искусство отмирает, и вообще, православному человеку он только вредит, а в детях разжигает «нездоровые интересы и помыслы…» Вспоминаю, что тогда я «защищалась», говоря, что театр – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Как и литература, музыка, живопись, архитектура, поэзия. И взрослые должны познакомить ребенка с этой палитрой, и если в детстве ребенок не получит основные понятия этого, то он может остаться духовно бедным и ущербным. Театр – это коллективный вид творчества, где совместно решаются творческие задачи; у ребенка развиваются коммуникативные способности, воображение, расширяется эрудиция, и… театр — модель жизни! Я вспоминаю это сейчас, потому что разговор оказался пустым и, что называется, « всяк остался при своих интересах». Да и режиссурой перестала заниматься… Тогда я не смогла найти ни для себя, ни для своих оппонентов верные слова в защиту Русского Православного театра. Но жизнь идет, время бежит, и каким-то чудесным образом все сложилось – ко мне во сне пришла покойная мамочка, протянула мне мой диплом, вывела во двор Храма, где было красиво и удивительно спокойно, и сказала: — «Вот здесь!»

Сегодня в нашей воскресной школе на занятиях театральным действом мы вместе с учащимися идем по «незримым ступеням христианства» (Н.В.Гоголь). Ставя театральные постановки к праздникам и сценки к тематическим урокам, ребята «не взращиваются» как будущие артисты, а глубже, вдумчивее изучают Евангелие, жития Святых, нравственные законы человеческого бытия. В процессе подготовки, мы учимся не просто произносить текст роли, но и действовать в соответствии с ним: как радостно верить в Бога, любить ближнего, помогать нуждающимся, быть честным, послушным. Для этого нужно постараться сыграть хорошо, чтобы и другие поняли и восприняли всю глубину передаваемой мысли.

 

Известный русский философ Иван Ильин писал: — «Творчество ни в коем случае не должно подменять покаяние и духовный путь, которые могут протекать лишь в Церкви, однако нам дана колоссальная возможность постижения посредством искусства идеала и Истины. Я убежден, что русский театр имеет православную основу. Постижение образа, чужой души может быть не только надеванием личины, но и отождествлением себя с ближним, умением понять чужую боль и простить, а не осудить грешника. Это ли не христианские цели?»

Обращаясь к истории Русской Православной Церкви, мы знаем Ростовского митрополита Димитрия как богослова, проповедника, писателя, автора «Жития святых, изложенные в Четии-Минеи», но и автора шести драматических мистерий. «Русский Златоуст», «Святитель с медоточивыми устами» — так называли Димитрия Ростовского после его смерти.

Святитель Димитрий Ростовский в 1702 году учредил семинарию. И в первый же год была осуществлена постановка «Рождественская драма», где Святитель был автором текста и музыки. Его начинание быстро приобрело поддержку в рядах учеников и учителей. В то время, короткие, учебные спектакли разыгрывались прямо в классах, а в праздники – в школьных церквах.

Пьесы, написанные Митрополитом Димитрием, становятся популярными за пределами школьного театра. Известно, что ярославская труппа Федора Волкова в 1752 году играла «Кающегося грешника» Димитрия Ростовского перед Елизаветой в Царском Селе. «Театр Дмитрия Ростовского может быть самым ярким примером того, как русская сцена рождалась из православного храмового действа». (Из книги: Всемирная история в лицах. ХIIIвек).

У любого театра две стороны — актеры и зрители, и они друг другу необходимы для достижения поставленных целей. Хороший спектакль затрагивает «струны души»… И как бы мне хотелось, чтобы те, мои далекие оппоненты узнали о впечатлениях детей нашей школы, после просмотра спектакля «Муромское чудо». А устами младенца…