Как мы можем испытать, получена ли нами благодать Духа Божия, что для этого нужно делать?
25.07.2012
Вопрос: Читаю толкование преподобного Серафима Саровского притчи о юродивых девах. Вот, он говорит Мотовилову: «Творя добродетели, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы, де, добродетель и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божиего, и говорится в отеческих книгах: «ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его – во дно адово».
Вот чего я не пойму: какое здесь может быть «тщательное испытание»? Как мы можем испытать, получена ли нами благодать Духа Божия, что для этого нужно делать? И нужно ли такое испытание? Не противоречит ли оно смиренномудрию? Дело ли христианина заботиться и удостоверяться в получении благодати? Как мы можем увидеть, что «достигли» её, по слову преподобного?
Ответ:
В основе православного подвижничества лежит дух покаяния. Именно к этому призывал на Иордане Предтеча; с призыва к покаянию начал Свою проповедь Спаситель. Покаяние есть одновременно и дар Божий, и в то же время благой плод нашего христианского жительства. По этому критерию можно и должно судить о благоуспешности своих духовных исканий. И если наше «тщательное испытание» обнаружит этот покаянный дух, то мы стоим на правом пути. Тем более, это верно еще и потому, что глубокое покаяние сопровождается обильными слезами.
Умудри Вас Бог.
|